Межличностные отношения в рабочей группе
Межличностные отношения в рабочей группеОсновной целью курса является ознакомление с закономерностями возникновения и функционирования социальных отношений в организации. Это позволит успешно конструировать социальную подсистему, чтобы затем использовать ее в качестве мощного, и притом почти бесплатного инструмента управления. С другой стороны, игнорирование этого фактора может привести к серьезным проблемам в функционировании организации: неудовлетворенности работников, отсутствию лояльности к руководству, конфликтам, сопротивлению нововведениям и пр... Тема 1. Межличностные отношения в жизнедеятельности организации. Феномен организации. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. Формальная подсистема организации. Хотторнский эффект и эволюция менеджмента. "Доктрина человеческих отношений". Происхождение и природа неформальной подсистемы. Причины возникновения неформальных отношений. Группа как социально-психологический феномен. Функции и механизмы влияния межличностных отношений. Социальная мотивация индивидов Регулятивный характер межличностных отношений в группе. Происхождение и функции групповых норм. Содержание норм. Консервативность норм. Групповые роли как индивидуальные нормы поведения в группе. Психологические механизмы ролевого поведения. Виды ролей. Групповые роли, типичные для трудовых коллективов. Феномен лидерства. Природа и функции лидера. Механизмы функционирования ценностно-нормативных феноменов. Явление конформности. Неформальная структура группы. Влияние неформальных отношений на функционирование организации. Трудности и выгоды, связанные с неформальнми отношениями. Управление неформальными отношениями. Тема 2. Конструирование неформальной подсистемы Природа и функции групповой композиции. Размер группы. Социально-демографические и психологические характеристики членов группы. Совместимость и сработанность Основные теории совместимости. Подходы к разрешению проблем совместимости в организации. Социально-перцептивные процессы в группе. Влияние совместной деятельности на восприятие и понимание друг друга членами группы. Организационные конфликты. Природа конфликта в организации. Структура конфликта. Типы конфликтов. Причины конфликта. Динамика конфликта. Управление конфликтной ситуацией. Профилактика и регулирование конфликта. Тактика поведения в конфликте. Разрешение конфликта. Регулирование межличностных отношений. Создание позитивного социально-психологического климата. Формирование группового поведения в организации. Проблема групповой сплоченности. Сплоченность и межличностные отношения. Сплоченность как результат мотивации группового членства. Ценностно-ориентационное единство группы. Методы увеличения сплоченности. Ингрупповой фаворитизм как механизм интеграции группы. Тема 3. Проблема эффективности групповой деятельности. Межличностное взаимодействие в группе. Феномен социальной фасилитации. Групповой эффект. Феноменология групповых решений. Ролевое поведение участников принятия решения. "Огруппление" мышления. Феномен сдвига риска. Факторы повышения эффективности групповой деятельности. Тема 4. Регулирование неформальной подсистемы. Конфронтация формальной и неформальной структур. Способы изменения групповых норм. "Хирургическое" вмешательство в функционирование социальной подсистемы. Лидерство и стиль руководства. Основные теории лидерства. Психологические механизмы формирования лидерской позиции Влияние группового меньшинства. Требования к групповому меньшинству. Формирование команды. Групповое меньшинство как проводник корпоративной культуры. Методы формирование корпоративной культуры. Нововведения в организации. Природа организационных изменений. Управление нововведениями в организации. Меры успешного проведения нововведений. Использование участия работников в управлении для осуществления перемен. Преодоление сопротивления переменам. Организационное развитие. |
|
© Copyright 2005 Александр Резник |