Новости: Интервью с Александром Резником на портале livecase.ruЧеловеческие взаимоотношения лежат в основе всякого бизнеса. Их можно умножать на трудолюбие, упорство и знание рынка, и тогда они дадут верное решение бизнес уравнения. О тонкостях «управления человеком» нам рассказал ведущий бизнес-тренер России, автор тренинга «Психотехнология влияния» Александр Резник. Александр Иванович, в
психологии есть много разных терминов: воздействие, управление,
манипуляция. Какие приемы больше применимы именно в бизнес-среде? Я думаю, что стоит сразу развести
понятия «влияние» и «манипуляция». Мой тренинг посвящен теме влияния.
Манипуляцию я рассматриваю как разновидность влияния. Если мне нужно
добиться у прохожего информации, который час, то это влияние. Но не
манипуляция. Если перевести этот термин дословно с латинского, получится
«руководить» или, синоним, «влиять». Но сегодня люди понимают под
манипуляцией какой-то обман. При этом все приемы влияния – не более чем
инструмент, который ни хорош, ни плох. Топором можно построить дом, а
можно зарубить человека. Приемы могут пойти во вред, могут – во благо.
Для меня самого было удивительно: многие после тренинга стали вести себя
гораздо порядочнее и ответственнее. Это оправданная закономерность:
человек, владеющий арсеналом средств и имеющий выбор между ними, он уже
более порядочно относится к их применению. Боксер высокого класса
никогда в драку не полезет. "Интуиция - дама капризная" Инструменты «влияния» человек
использует осознанно или интуитивно, подсознательно? Основная масса влияний происходит
абсолютно неосознанно. Причем учимся мы этому буквально с первого же дня
нашей жизни. Ребенок своим криком влияет на родителей. Какие-то из этих
действий закрепляются, входят в привычку, их мы точно используем
неосознанно. Иногда мы случайно, в результате ошибки, выходим на
какой-то прием, а потом обнаруживаем, что он приносит эффект. Так,
например, в моем тренинге есть «метод старых прайсов». Этот прием
обнаружили еще американцы, причем, достаточно давно. Они называют его
«подача низкого мяча». Смысл этого бейсбольного термина русскому
слушателю непонятен. Суть приема состоит в том, чтобы сделать
предложение на заведомо выгодных для партнера условиях. А потом эти
условия изменить в менее выгодную сторону, но сделав их не хуже, чем у
конкурентов. Пример из российской практики? Типичный пример – сообщение об НДС . К
тому моменту, когда мы замечаем условие «цены без учета НДС», мы уже
предприняли определенные шаги по заключению договора, приняли решение,
да и у других цены не лучше, так что мы соглашаемся с этим предложением.
Более того, задним числом, в силу психологических особенностей, (ведь
мы не любим, когда возникают противоречия) мы начинаем выискивать в этом
изменившемся предложении какие-то плюсы. На одном из тренингов, когда я
рассказывал об этом приеме, моя группа начала интенсивно
переглядываться. И они рассказали, как в 90-е годы их секретарша,
рассылая прайсы, перепутала и отправила клиентам письмо со старыми
ценами. Клиент клюнул с лету. Подготовили договор, уже чуть ли не товар
отправили, и тут выяснилась ошибка. Но, тем не менее, клиент
согласился, ведь цены вокруг были такие же. Самое удивительное, что
через несколько месяцев секретарша снова перепутала, и отправила старые
прайсы этому же клиенту, и опять повторилась та же история. Мои
слушатели после этого задумались: а нет ли в этой ошибки чего-то
особенного. Это и есть пример того, как чисто случайно мы находим нужные
приемы. Я перед своим тренингом всегда предупреждаю: вы не услышите
ничего, что бы вы хоть раз в жизни не использовали сами. Но чаще всего
мы применяем эти приемы по интуиции. А интуиция - дама капризная, она
редко приходит на свидание вовремя. Моя задача – систематизировать все
эти приемы, чтобы человек использовал их осознанно и регулярно. Вы стояли у истоков игры в Мафию.
Для чего вы используете ее в тренинге? Это возможность отработать приемы
влияния. Я даю ее после темы «тактика обольщения». В тренинге продаж мы
применяем эти приемы на стадии установления контакта с клиентом. В
«Мафии» мочат того, кто не симпатичен, а выигрывает тот, кто сумеет
вызвать к себе симпатию со стороны окружающих. Игра также позволяет
продемонстрировать некие закономерности. Может быть, вы обращали
внимание, как в игре в какой-то момент «выбивают» один квартал круга.
Это так называемый «эффект одной упряжки». Он создается, в том числе, за
счет расположения: люди, которые сидят рядом, чувствуют себя одной
командой, охотнее идут друг другу на встречу. Это можно эффективно использовать
при ведении переговоров… Да-да, люди, сидящие рядом друг с
другом, плечом к плечу, абсолютно бессознательно чувствуют себя единой
командой. Те же, кто сидит напротив – враги, недоброжелатели. Когда
убивают одного человека из сектора, в нем остается меньше людей. Значит,
бороться против них легче. Так весь квартал выходит из игры. Это
повторяется регулярно. "За отсутствие
способностей мы редко приписываем человеку ответственность, поэтому и не
увольняем". Александр Иванович, как ведут
себя сотрудники внутри среднестатистической российской компании?
Типичные ролевые игры? Ролевые игры я отношу к чистой
манипуляции. Так называет игры Эрик Берн. Очень распространена игра
«святая простота». Манипулятор занимает «детскую» позицию, прикидывается
беспомощным ребенком. В женском варианте – «я слабая женщина», в
мужском – «я академиев не кончал». Этим он вызывает сочувствие, и его
коллеги сами начинают ему помогать. На руководителя он тоже оказывает
влияние: не справляется с заданием и начинает приставать к руководителю
с простыми вопросами. Объяснять ему бесполезно, проще сделать самому. Не проще уволить такого
сотрудника? А за что его уволить? Он же ребенок.
Манипуляторы играют тонко, проявляют служебное рвение, добросовестность.
Так часто руководители начинают выполнять обязанности своей секретарши.
За отсутствие способностей мы редко приписываем человеку
ответственность, поэтому и не увольняем. А от поведения сотрудников в
западных фирмах это отличается? Думаю, что да. Я западные компании не
исследовал, но я думаю, что у них есть своя специфика. Еще одна типичная
игра – «меня рвут на части». Типичный пример – Шурочка из «Служебного
романа». Человек набирает на себя так много обязанностей, что
становится ясно: ему не по силам справиться со всеми. Он демонстрирует
рвение, как его уволить? За что? Поскольку он не в силах справиться со
всеми обязанностями, руководитель дает негласное «добро» на то, что с
какими-то делами он справляться не будет. Фишка игры в том, что
манипулятор не уточняет, какие именно обязанности он исполнять не
будет. Это дает ему возможность вообще ничего не делать. "Когда американцы
договаривались о размещении ракет на Мальте, то понесли двухмиллиардные
убытки именно за счет грамотного использования этого приема мальтийским
правительством". Как противостоять манипуляторам? Есть 3
способа. Во-первых, можно не принять ту
позицию, которую нам навязывают, или не принять позицию самого
манипулятора. В случае со «святой простотой» можно перевести
манипулятора на взрослую позицию, сказав: «это ваша обязанность. Если вы
не справляетесь, пора подумать о смене работы». Можно не принять
собственную позицию родителя, опустившись на уровень ребенка, сказав: «а
я сам не знаю». Это эффективный, но достаточно жесткий способ. Его я
советую применять с теми людьми, с которыми не жалко расстаться. И
обязательно без свидетелей. Второй способ –
контригра. Сотрудник играет в «святую простоту», а руководитель может
сыграть в «меня рвут на части». Этот прием помягче, но манипулятор может
переиграть свою жертву. Поэтому самый оптимальный
способ для противодействия – антитезис. Любой прием влияния
содержит в себе тезис – то, чего хочет добиться манипулятор от объекта. В
святой простоте тезис – «помогай мне». Но этот тезис замаскирован.
Святая простота внешне, наоборот, рвется работать, просто кое-что якобы
не понимает. Вот на этом манипулятора и ловят. Мы действуем
комплиментарно, на видимом уровне идем ему навстречу. Можно сказать:
«да, я вижу, что вы не понимаете, вам тяжело справиться с этим, явно эта
должность вам не плечу». Это ставит манипулятора в тупик, так как он
привык, что манипуляция срабатывает 100%. Так люди разочаровываются в
манипуляции и начинают меньше ее использовать. Такие игры типичны только для
подчиненных, или руководители их тоже используют при общении с
клиентами и бизнес-партнерами? Игры универсальны, хотя деловые
переговоры больше ведутся на рациональном уровне, на уровне логики. Есть
определенные стратегии: уступка, соперничество и сотрудничество.
Сотрудничество – это сложно, это поиск решения, которое устроит всех.
Поэтому нас больше интересует соперничество, поскольку в нем есть
возможность проявить все приемы влияния. Здесь и обольщение, в
результате которого партнер идет на уступки (хорошему человеку ведь
трудно отказать). Здесь и тактика торга, когда используется очень много
приемов. Самый распространенный – «метод дверью по носу», когда продавец
намеренно завышает требования, а затем их снижает до нужного ему
уровня. И мы принимаем его условия, поскольку он нам якобы уступил. И
третий прием – «авансирование навыворот».
Обычно авансирование выглядит так: «давайте вы сначала нам сделаете это,
а мы потом проведем переговоры». И жертва, соглашаясь, уже теряет,
поскольку идет на уступку, и чтобы спасти то, что потеряла, должна
заключить большой договор. Это принцип «лохотрона», когда мы, спасая
свои 10 рублей, теряем тысячу. «Авансирование навыворот» – немного
другое. Вот вы мне выдвигаете свои требования, а я говорю: «ок, в
принципе, меня все устраивает». Вы радуетесь, вы уже получили свое. А я
добавляю: «у меня есть маленькое пожелание. Меня устраивают цены, только
можно получить отсрочку платежа?» Вы думаете, что все уже на мази, так
отчего бы не уступить немного. Я говорю, «вот, теперь все хорошо. Но
если вы доставите за свой счет, тогда вообще здорово, заключим договор
прямо сейчас». А вам и не жалко, у вас журавль в руках, можно еще
немного от него отщипнуть. А я еще много маленьких проблемок
напридумываю и буду по кусочкам от вашего журавля отщипывать, так что от
него останется один скелет. Есть хороший пример: когда американцы
договаривались о размещении ракет на Мальте, то понесли двухмиллиардные
убытки именно за счет грамотного использования этого приема мальтийским
правительством. Это тонкий прием, о нем знают далеко не все. Александр Иванович, последний
вопрос о взаимодействии бизнеса и власти. Мышление чиновника трудно
пробить? Да, трудно, это тяжелый случай. Я
недостаточно осведомлен, что происходит на самых верхних уровнях власти,
поэтому могу говорить об уровне региональной власти. Здесь необходимо
понять психологию нынешнего чиновника. Один мой коллега, он сам
чиновник, прекрасно осведомленный о тонкостях чиновничьего мышления,
отметил: «бизнесмен – это волк, ему нужна добыча,
результат. А чиновник – это лиса, он ищет способ, как бы что-нибудь не
сделать и чтоб ему ничего за это не было». На мой взгляд, это
очень точная характеристика этого типа людей изнутри. Если, допустим,
вам от чиновника нужно получить кучу разрешительных документов для
строительства, и он вам их быстренько предоставит, то ему от вас ничего
не будет. А если он НЕ сделает, то что-то будет, возможно, квартирка в
строящемся доме. Ему выгодно НЕ делать с двух позиций: получить что-то
от вас и избежать ответственности. Таким образом, есть два средства
воздействия на чиновников: первое – подкуп, второе – влияние на того,
кто сверху. То есть психология здесь
бессильна? Если мы говорим о чиновнике как о классе,
то здесь действует такая схема. А вообще, чиновники те же люди, на них
воздействует и обольщение, и торг, и манипулирование. Есть общие
психологические закономерности поведения людей, а есть и индивидуальные
личностные мотивы. Автор: Мудрова Полина Вячеславовна Ссылка на интервью портала lifecase.ru: http://livecase.ru/?do=articles&p=showpub&aid=153 Благодарим IBC Busines Education за помощь в организации интервью |
© Copyright 2005 Александр Резник |